загрузка...

Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь.

Ощущение- процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания.

Физиологической основой ощущенийвыступает работа нервно-физиологического аппарата, который состоит их рецептора - нервного окончания, непосредственно воспринимающего действия раздражителей внешней среды или организма человека; нервного пути по которому ощущения передаются в головной мозг и нервного центра - участка коры головного мозга, обрабатывающего информацию, поступающую от рецептора. В зависимости от расположения в организме все рецепторы делятся на экстерорецепторы, находящиеся на поверхности тела (зрительные, слуховые, обонятельные и др.); интерорецепторы – нервные окончания, отражающие информацию, идущую от внутренних органов; проприорецепторы, нервные окончания которых находятся в мышцах тела и вестибулярном аппарате, доставляющие информацию о движении и положении тела в пространстве.

В зависимости от свойств и качеств отражаемой объективной реальности выделяются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, вибрационные, болевые, температурные и органические.

Полнота и качество передаваемых в кору головного мозга ощущений зависят от ряда его показателей. К числу наиболее значимых характеристик ощущений относятся:

минимальный (нижний) порог ощущений- наименьшая величина раздражителя, начиная с которой, он отражается в коре головного мозга. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора;

максимальный (верхний) порог ощущений- величина раздражителя, начиная с которой, он или перестает отражаться в коре головного мозга, или наступают болевые ощущения. На его величину может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражителя, возраст человека и др.;

диапазон ощущений- разница между нижним и верхним порогом ощущений. Его величина характеризует способность анализатора воспринимать тот или иной объем воздействующих на него раздражителей;

порог различения (разностный порог)- минимальное значение, которое позволяет определить различия между двумя идентичными раздражителями. Чем меньше его значение, те выше дифференцировочная способность данного анализатора различать разные раздражители.

К числу особенностей ощущений относятся:

а) адаптация - приспособление органов ощущений (глаз, слуховых анализаторов и др.) к силе действующих раздражителей. Она может проявляться как полное исчезновение ощущения в результате длительного воздействия раздражителя или как повышение или понижение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя;

б) сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, ощущение ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности. Она также может развиваться и с помощью специальных упражнений (у музыкантов – слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельная и вкусовая и т.д.);

в) зависимость силы ощущений от силы раздражителя. При этом если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то сила ощущений - только в арифметической;

г) явление контраста - различное ощущение одного и того же раздражителя в зависимости от опыта или одновременного действия другого раздражителя. Слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают ее;

д) последовательные образы - продолжение ощущений после прекращения действия раздражителя.

Восприятие- процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие на психику. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Однако это не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Физиологической основой восприятияявляется комплексная деятельность системы анализаторов коры головного мозга, сопоставляющих различные виды поступающих ощущений.

По сравнению с ощущениями восприятие является более высокой формой аналитико-синтетической деятельности мозга, без которой невозможно осмысленное понимание характера воздействующего раздражителя. Именно оно обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех его свойств в целостном образе.

В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора принято выделять следующие виды восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные, координационные и др. Кроме того, рассматриваемый процесс выделяет и некоторые другие, формирующиеся на основе комплексного действия анализаторов: восприятие времени (фиксация отрезков прошедшего времени), пространства (объем объектов, расстояние между ними, взаимное расположение), формы, величины, глубины и т.д.

По степени участия воли в процессе восприятия выделяют преднамеренное и непреднамеренное восприятие. Особой формой преднамеренного восприятия выступает наблюдение. Однако в результате искажения поступающей информации в силу болезненного физиологического или психологического состояния человека, его малоопытности или специальной маскировки предметов может проявляться иллюзорное восприятие (иллюзии).

Наиболее важной особенностью восприятия выступает активность (восприятие объективной действительности в результате взаимодействия с ней), постоянство (непрерывность процесса восприятия), апперцепция (зависимость восприятия от опыта и личностных качеств человека).

К основным характеристикам восприятия относятся: предметность (полнота формирования конкретного предмета или явления), осмысленность (восприятие предметов и явлений с учетом их смысла для человека), целостность (дополнение сознанием отсутствующих деталей объективного мира), избирательность (восприятие только нужных предметов и явлений).

Информация, поступающая в сознание человека на основе восприятия объективного мира, далее фиксируется памятью.

Память- процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.

Запоминание- это запечатление в сознании человека информации, поступающей через органы ощущений. Оно может быть механическим или смысловым (логическим), преднамеренным (произвольным) или не преднамеренным (непроизвольным).

Сохранение- это дальнейшее осмысливание материала и овладение им. В ходе этого процесса устанавливаются связи с ранее запомнившимся, выделяется главное, осуществляется систематизация.

Противоположный сохранению процесс - забывание. Основным фактором его включения выступает время. По закону немецкого психолога Г.Эбингауза интенсивность забывания наиболее высокая в первые часы после восприятия материала.

Воспроизведение- восстановление в сознании человека запомнившейся информации. Оно может протекать в виде узнавания или припоминания. При этом осуществляются физиологические процессы сходные с восприятием: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при воспроизведении они представляют собой лишь их своеобразные «следы».

В настоящее время нет единого понимания физиологической основы памяти. Однако большинство психологов разделяют идею о ее функционировании на нейронном уровне - установлении связей между различными нейронами коры головного мозга, соответствующих поступающей в память информации. Механизмами памяти выступают повторение, установление связи ("вплетение" нового знания в имеющиеся) и отношения (опора получаемых знаний на отношение к ним).

В отечественной психологии выделяются четыре вида памяти: словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная (моторная) и эмоциональная. В зависимости от длительности хранения информации память бывает оперативной (секунды-минуты), кратковременной (часы-сутки), длительной (месяцы-годы) и постоянной. Кроме того, в зависимости от используемого приема запоминания различают механическую (запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается) и логическую (запоминание смысла получаемой информации) память.

К числу характеристик памяти человека относятся: объем (количество хранящейся информации), быстрота и точность запоминания, длительность хранения информации, время для воспроизведения (припоминания).

Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Это своеобразное промежуточное звено в диалектическом переходе от ощущений и восприятий к мышлению, реализующее сигнальную, регулирующую и надстроечную функцию психики человека.

Сигнальная функция является важнейшей. Благодаря ей любые представления сигнализируют о конкретных явлениях воспринимавшейся ранее действительности. Ее отличительной особенностью является то, что в них сигнальное значение приобретает не только свойство (например, форму), но и все другие характеристики предмета.

Сущность регулирующей функции заключается в отборе информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств человека, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря ей актуализируется именно та информация, которая нужна в данный момент времени.

Надстроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Физиологической основойпредставлений выступает активизация связей нейронов коры головного мозга, установленных в ходе восприятия предметов и явлений, что позволяет не только воссоздать их образ, но и внести в них некоторые изменения. Это возможно благодаря высокой пластичности центральной нервной системы. Однако, сохранившиеся «следы» ощущений создают лишь необходимые условия для построения представления. Сам же образ с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функционированию первой сигнальной системы, хотя и могут возникать в связи со второй (словесным обозначением того или иного предмета или явления).

Существует достаточно много видов представлений, тем не менее, их все же можно классифицировать по определенным признакам. Так по видам анализаторов, которые в них задействованы, различают зрительные (например, образ человека, предмета), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные, осязательные и вкусовые. Однако, такое их выделение весьма условно – представления часто возникают на основе реализации продуктов деятельности нескольких анализаторов.

Также представления различаются по степени обобщенности. В связи с этим говорят о единичных (образы отдельных предметов и явлений) и общих (обобщенные  образы предметов и явлений) представлениях. По степени участия в создании представлений волевых процессов выделяют непроизвольные, возникающие спонтанно, и произвольные представления, в которых ведущую роль играет воля человека, направляющая функционирование психики на достижение определенной цели.

Основными характеристиками представлений человека выступают: содержание, объем, соответствие действительности, действенность, яркость, отчетливость, конкретность, обобщенность, активность (способность в необходимый момент сформировать в сознании нужные образы).

Представления, как психический познавательный процесс, в своем функционировании реализуют не только продукты восприятия, хранящиеся в памяти человека, но и тесно взаимодействуют с другим, во многом схожим с ним процессом – воображением. Как и представления, воображение являет собой процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека. Оно лежит в основе прогнозирования деятельности, позволяет предположить эффективность функционирования вновь создаваемых предметов.

В целом воображение можно рассматривать как изменение и преобразование человеком своих представлений с использованием соответствующих мыслительных процессов. Один из них, например, позволяет соединять в одном воображении вычлененных из различных объектов их отдельных частей или элементов и создание таким путем образа, не существующего в природе предмета (сфинкс у древних египтян, кентавр у греков и др.). Другой дает возможность мысленно усиливать или уменьшать отдельные свойства и качества, придавая им несоразмерно большее значение в характеристике созданных образов (смелость льва или трусость зайца). Третий позволяет создавать конкретный образ на основе обобщения черт, наблюдавшихся у ряда схожих объектов (образ учителя, ученика, медицинского работника и др.).

Как и в процессе представления, физиологической основой воображения является связь между нейронами коры головного мозга. Однако она образуется не на основе воспринимавшегося материала, а с использованием уже осмысленного опыта и знаний. В итоге этой сложной психической деятельности и возникают новые, не имевшие ранее места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющих базу образов воображения.

К основным видам воображения относятся произвольное (активное) воображение, проявляющееся на основе волевых усилий человека, и непроизвольное (пассивное) воображение, возникающее вне волевых усилий и зачастую носящее признаки фантазий. В то же время произвольное воображение делится на два самостоятельных подвида - воссоздающее, которое на основе словесного описания, рисунка, схемы и т.д. позволяет создать невоспринимавшиеся ранее объекты, и творческое, создающее абсолютно новые образы. К числу видов воображения относят также и мечту - создание образа чего-то желанного для человека.

Характеристики воображенияаналогичны представлениям и отличаются от них лишь по связи создаваемых образов с объективной реальностью.

Все рассмотренные психические процессы наиболее продуктивно работают при сосредоточении на них всего сознания, выполняемом на основе реализации процессуальных функций внимания.

Внимание- избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность. Вместе с тем в психологии принято увязывать внимание, прежде всего, с психической познавательной деятельностью человека на элементарном (ощущения, восприятие) и промежуточном (представление, воображение) уровнях. Следовательно, оно не является процессом отражения действительности, а представляет собой лишь одну из сторон психической деятельности – ее динамики.

Физиологической основой вниманияявляется образование стойких очагов возбуждения в одних участках коры головного мозга и торможения в остальных. Вследствие этого, функционирование внимания обеспечивается за счет специфического явления, обозначаемого понятием доминанты. Его сущность заключается в том, что в каждый момент психической деятельности в коре больших полушарий головного мозга существует участок с повышенной нервной возбудимостью, господствующий (доминирующий) над остальными. Именно в результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях. В результате этого внимание всегда имеет внешнее проявление: направление взгляда к воспринимаемому объекту, некоторое задержание дыхания, отсутствие лишних движений и др.

Выделяются следующие виды внимания: непроизвольное (сила воздействующего раздражителя или его новизна сосредоточивают сознание именно на его восприятии), произвольное (возникает в соответствии с поставленной целью и заранее избранным объектом) и послепроизвольное (вначале возникает как произвольное, а затем под воздействием положительной мотивации человека к объекту переходит в непроизвольное). В зависимости от преобладающего в конкретный момент времени вида психической познавательной деятельности также проявляются слуховое, зрительное и т.д. внимание.

Вниманию, как и всякому психическому процессу, также присущи свои собственные характеристики:

устойчивость- время, в течение которого человек способен сосредоточить сознание на конкретной психической деятельности;

концентрация- степень сосредоточенности сознания на том или ином виде психической деятельности;

объем- количество объектов, которые человек одинаково четко воспринимает одновременно;

распределение- возможность человека выполнять одинаково эффективно различные виды психической деятельности;

переключение- способность произвольно переходить от восприятия одного объекта или психической деятельности на другой.

Наряду с психическими процессами элементарного и промежуточного уровней внимание оказывает влияние и на высшую психическую познавательную деятельность, представляемую мышлением. По своей сути мышление рассматривается как опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в рассмотренных ранее процессах. Так если, например, в восприятии внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств (цвет, форма, направление движения), то в мышлении выделяется лишь самое существенное в них (например, взаимные связи и отношения), что необходимо для решения конкретной мыслительной задачи.

Физиологическую основу мышлениясоставляет взаимодействие первой и второй сигнальной систем в работе коры головного мозга. Ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе - корковым связям, обеспечивающим отражение действительности на основе слов, понятий, категорий и соответствующих им образов.

В осуществлении процесса мышления принимают участие все отделы коры головного мозга. Вследствие их взаимодействия мозговыми концами анализаторов образуются сложные временные связи и отношения (ассоциации). Далее они дифференцируются, уточняются, закрепляются и становятся новой физиологической основой более точных знаний о внешнем мире. Выполнение этих психических действий обеспечивается системами функционально объединенных нейронов (нейронных кодов) головного мозга, которые отвечают за выполнение конкретных мыслительных операций.

Мышлению человека присущ ряд особенностей, отличающих его от других психических познавательных процессов. Во-первых, оно имеет опосредованный характер, опирается на уже имеющиеся у человека знания законов природы, общества и др., исходит из предметного отражения мира (но не сводится к нему). К тому же мышление осуществляется в отвлеченном и обобщенном виде, использует преимущественно словесную форму обозначения предметов или явлений, органически связано с практической деятельностью человека.

К числу мыслительных операций относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и систематизация (классификация). Формами мышления выступают понятие, суждение (рассуждение) и умозаключение, а способами – индукция и дедукция

В отечественной психологической науке принято выделять четыре основных вида мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность человека), образное (мышление с использованием зрительных, слуховых и других образов воспринимавшихся ранее предметов и явлений). Не менее значимыми видами являются также творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действительности, а также несуществующих предметов и явлений) и отвлеченное (использование отвлеченных понятий, которые образно не представляются) мышление. Наряду с перечисленными также можно выделить еще ряд видов мышления в зависимости от его содержания, к числу которых относятся профессиональное, педагогическое, психологическое и другие.

Наиболее важными характеристиками мышления выступают его продуктивность (объем и качество выполненных мыслительных операций), мобильность (время, необходимое для начала выполнения необходимых мыслительных операций), скорость (время выполнения мыслительной операции). Не менее важными также являются самостоятельность (степень независимости мышления от других факторов), целеустремленность (способность выполнить необходимые мыслительные операции), последовательность (соблюдение логики мышления), глубина (уровень познания объективного мира в мышлении), широта (использование в мышлении информации, находящейся за пределами объекта мышления) и гибкость (способность уйти от стандартных решений).

Принято считать, что средствами мышления выступают образы и словесные обозначения предметов и явлений, подвергаемых мыслительному анализу. Первое из них позволяет существенно повысить продуктивность процесса мышления (например, шахматистов), однако у большинства людей его ведущим средством все же выступает речь.

Речь- процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.

Физиологической основой речиявляется связь соответствующих участков коры головного мозга, с одной стороны, с мыслительными процессами, а с другой - с нервно-физиологической деятельностью звукового аппарата.

Более подробное рассмотрение физиологических основ речи требует понимания сложнейшей системы условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой выступают слова в их звуковой или образной форме. Будучи вначале нейтральными раздражителями, они становятся условно-речевыми в процессе их повторного сочетания с первосигнальными, формирующими в сознании образы конкретных предметов и явлений. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми ранее сочетались.

В мышлении, как психическом познавательном процессе, реализуются два вида речи: знаковая (образная), использующая знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.

В общении виды речи значительно разнообразнее. Здесь выделяются внешняя и внутренняя речь, письменная и устная, диалогическая и монологическая, контекстуальная и ситуативная и др.

О качестве речи, как средства мышления, принято судить по ее основным характеристикам: содержанию (направленностью выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней словесных и образных обозначений  предметов и  явлений объективного и субъективного мира).

Речь, активно участвуя в процессе мышления человека, одновременно как бы выступает внешним выразителем качества функционирования психических познавательных процессов в целом. Однако на ее характеристики, как, впрочем, и характеристики других познавательных процессов, существенное влияние оказывает относительно самостоятельная группа психических процессов, относящихся к эмоционально-волевой сфере психической деятельности человека, формируемой на основе психических эмоционально-волевых процессов.

.

загрузка...

НАВЕРХ

Оставить комментарий

Защитный код

Перерисовать код