загрузка...

Коммуникативная функция общения предусматривает то, что люди в ходе совместной деятельности обме­ниваются различными представлениями, идеями, чувства­ми, настроениями и пр. Это и есть информация человече­ской коммуникации, в ходе которой она не просто передается, но и формируется, уточняется, развивается. Она имеет только ей присущую специфику. Во-первых, общение — это не про­сто обмен или движение информации. Здесь мы сталкиваемся с отношением двух индивидов, каждый из которых высту­пает активным субъектом. Схематично коммуникация (обмен информацией) мо­жет быть представлена как интерсубъектный процесс (S=S), как субъект-субъектные взаимоотношения активного обме­на информацией, в ходе которого совместно постигается предмет общения.

Во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воз­действие на поведение партнера с целью его изменения.

В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты обладают единой или сходной систе­мой кодирования и декодирования информации, т.е. говорят на одном языке, когда знаки и закрепленные за ними значения изве­стны всем.

В-четвертых, для общения характерны коммуникатив­ные барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание, порождающее разную ин­терпретацию одних и тех же понятий. С другой стороны, барьеры могут носить чисто психологический характер вследствие индивидуальных особенностей личности (застен­чивость, скрытность, недоверие, несовместимость и т.п.).

Для реализации возможностей коммуникативной функции используют соответствующие знаковые системы, обозначаемые как вербаль­ная и невербальная коммуникация.

Вербальная коммуникацияпредставлена устной и письменной речью. Это означает, что в качестве знаковой системы используется язык, на котором осуществляется коммуникационный процесс (например, русский, английский, немецкий и т.д.). К его свойствам относят речевые звуко­вые явления (диапазон, тональность, интонация, темп речи, тембр, ритм, модуляция высоты голоса), изу­чаемые паралингвистикой, а также неречевые выразительные качества голоса (умеренный смех, хихиканье, плач, ше­пот, вздохи и др.); разделительные звуки (напр., покашливание); нулевые звуки (паузы), а также звуковые назализации (звуки «хм-хм», «э-э-э» и др.), исследуемые экстралингвистикой.Вместе с тем необходимо учитывать, что паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаковпредставляют собой лишь «добавки» к вербальной коммуникации. Они увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров общения лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизируетвнимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организацииобщения (как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях).

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различныхсубкультурах относительно временных характеристик общения, выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу деловых перего­воров символизирует вежливость по отношению к собеседнику. Напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В то же время в некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) в деталях разработаны различные возможные «допуски» опозданий с их со­ответствующими значениями.

Невербальная коммуникациявыполняет функции дополнения или замещение речи, а также репрезента­ции эмоциональных состояний партнеров по общению. Психологи выявили, что в содержании общения слова составляют лишь 7% в то время как звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие — 55%. Следовательно, в содержании общения невербальный компонент составляет более 90%. К его средствам относят кинесику, праксемику и визуальное общение.

Кинесикаотражает внешнее прояв­ление человеческих чувств и эмоций, в основе которого ле­жит общая моторика различных частей тела. Это мимика, жестика и пантомимика.

Мимикарассматривается как  движение мышц лица, показывающее внут­реннее эмоциональное состояние человека, которое может отражать удивление, страх, гнев, интерес, отвраще­ние, презрение, печаль, счастье и др. Основную познава­тельную нагрузку несут глаза, брови и губы. При этом необходимо учитывать, что эмоции человека отражаются чаще всего на левой сто­роне лица. Это связано с тем, что правое полушарие коры головного мозга отвечает за опыт ощущений, асимметрич­но отражающийся на лице, т.е. с левой стороны. Это анало­говый канал информации. Левое полушарие отвечает за формирование логической информации — это своеобразный знаковый канал, асимметрично отражающей ее правой стороны лица. Менеджер, обладающий достаточными психо­лого-педагогическими знаниями, может по таким частям лица, как рот, губы, форма и блеск глаз, положение бро­вей, горизонтальных или вертикальных складок на лбу, под­вижности лица в целом или его отдельных частей воспри­нять и проанализировать мимические коды эмоциональных состояний сотрудников.

Жестикадополняет общение гаммой движений отдель­ных частей тела человека. Их можно све­сти к следующим группам:

  • жесты-иллюстраторы — жесты сообщения, ука­затели, образно изображающие смысл передаваемого со­общения;
  • жесты-регуляторы выражают отноше­ние человека к чему или кому-либо;
  • жесты-эмблемы являются своеобразными заменителями слов или фраз в общении;
  • жесты-адапторы рассматриваются как специфические движения рук человека, отражающие его привычки;
  • жесты-аффекторы выражают опреде­ленные эмоции человека, такие как уверенность, сомнение, подозрительность, самоконтроль, ожидание, напряженность, готовность и др.

Одновременно жесты могут быть открытыми или закрытыми. Первые свидетельствуют о психологической готовности к продуктивному общению. Это проявляется в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног. Вторые говорят о закрытости, готовности к защите от ситуации. Внешне они проявляются в виде скрещенных рук и ног.

Пантомимикаотражает моторику всего тела: позу, осанку, походку, наклоны. Эти динамические позиции характеризуют разнообразные психологические состояния, в том числе готовность и неготовность, желательность и не­желательность общения. Так, провинившийся сотрудник чаще всего идет неуверенной походкой, сутулится, что­бы уменьшить свой рост, подчеркнуть отношения суборди­нации и попытаться уйти от наказания. По позам, осанкам и расположению общающихся можно предположить, на­сколько эффективно общение, и определить роль каждого из них.

Праксемиказанимается нормами пространственной и временной организации общения. Ее сущность в том, что время и пространство несут смысловую нагрузку в обще­нии.

Основатель праксемики Э.Холл, изучая нормы прибли­женности партнеров, выделил 4 зоны межличностного про­странства: интимную (0-45 см), персональную (45-120 см), социальную (120-400 см) и публичную (400-750 см). Каж­дой из них свойственны особые ситуации общения. Для ин­тимной зоны характерны доверительность, негромкий го­лос, тактильный контакт. Она предназначена для близких людей. Персональная зона — для друзей, коллег и предпо­лагает визуальный (зрительный) и аудиальный (слуховой) контакт. Социальная зона - для общения с группой, например при проведении служебного совещания с подчиненными.

Квадратный стол способствует созданию отношений со­перничества и вызывающего поведения людей, равных по положению. Он чаще всего используется для проведения короткой деловой беседы, подчеркивая субординацию. За таким столом отношения сотрудничества устанавливаются руководителем более всего с теми, кто рядом. Причем с теми, кто справа, будет больше взаимопонимания, чем с теми, кто слева, и менее всего - напротив. Такой стол - для офи­циальных взаимоотношений.

Круглый (неофициальный) стол используется для до­верительного общения, «удобства» дискуссии. Счита­ется, что те, кто расположен справа от руководителя - ближе к нему и более всех его понимают. Те, кто слева - тоже близ­кие люди. Остальные — дистанцированы. Если за круглым столом расположились две или несколько групп для дис­куссии, то, как правило, справа от лидера располагаются члены его команды.

Успех или неуспех руководителя в общении с сотрудниками определяют не столько средства праксемики, сколь­ко его содержание, течение и направление, которые зада­ются более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности, а именно, ценностными установками, позициями и целями общения.

В визуальном общении используется специфическая зна­ковая система — контакт глаз. Его характеристиками являются частота обмена взглядами, их направленность и длительность, динамика и статика и др. Контакт глаз дополняет вербальную коммуникацию, а имен­но - сообщает о готовности продолжать или прекратить ее, способствует раскрытию внутреннего состояния или, напро­тив, сокрытию его.

Взгляд партнера может быть деловым (не опуска­ется ниже глаз другого человека, сосредоточен в районе лба), социальным (направлен на символический тре­угольник на лице партнера, расположенный на уровне глаз и в области рта), интимным (проходит через линию глаз и опускающийся на другие части тела), взгляд искоса ис­пользуется для передачи интереса или враждебности.

Изложенные положения позволяют сделать вывод, что полноценная реализация коммуникативной функции общения повышает его эффективность. Однако не меньшее значение в общение имеет также его интерактивная функция.

.

загрузка...

НАВЕРХ

Оставить комментарий

Защитный код

Перерисовать код